«Байкал» | |
---|---|
Флаг | |
Класс и тип судна | паром-ледокол |
Изготовитель | Armstrong Whitworth |
Спущен на воду | 17 июня 1899 года |
Введён в эксплуатацию | 1900 |
Выведен из состава флота | 1918 |
Статус | поврежден арт.огнем в 1918 году, после пожара притоплен, позднее разделан на металл |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 4200 т |
Длина | 88.4 м |
Ширина | 17.4 м |
Осадка | 5.8 м [1] |
Двигатели | три паровых машины тройного расширения |
Мощность | 3750 л.с. |
Движитель | 3 гребных винта (два кормовых и один носовой) |
Скорость хода | 12 узлов |
Пассажировместимость | 300 чел. |
Регистровый тоннаж | 27 товарных двухосных ж.д. вагонов, до 800 т. |
Изображения на Викискладе | |
«Байка́л» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах.
В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное. После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.[1] После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.
С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружён пушками и пулемётами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.
В августе 1918 года, ледокол был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани Мысовая.[2]
В 1920 году после откачки воды выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял как минимум до 1926 года, после этого был порезан на метал, есть вероятность что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара.[3] Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.
Байкал (паром-ледокол).