Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Байкал (паром-ледокол)

Перейти к: навигация, поиск
«Байкал»
Флаг
Класс и тип судна паром-ледокол
Изготовитель Armstrong Whitworth
Спущен на воду 17 июня 1899 года
Введён в эксплуатацию 1900
Выведен из состава флота 1918
Статус поврежден арт.огнем в 1918 году, после пожара притоплен, позднее разделан на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 4200 т
Длина 88.4 м
Ширина 17.4 м
Осадка 5.8 м [1]
Двигатели три паровых машины тройного расширения
Мощность 3750 л.с.
Движитель 3 гребных винта (два кормовых и один носовой)
Скорость хода 12 узлов
Пассажировместимость 300 чел.
Регистровый тоннаж 27 товарных двухосных ж.д. вагонов, до 800 т.
Изображения на Викискладе

«Байка́л» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899—1918 годах.

История создания и службы

В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключен контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное. После трех лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года.

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.[1] После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.

С началом гражданской войны паром находился в распоряжении красных и был ими вооружён пушками и пулемётами. После оставления красными Иркутска, «Байкал» был отведён на пристань Мысовую, где, после отступления из Иркутска, располагался штаб и тыловые учреждения красных.

В августе 1918 года, ледокол был расстрелян полевой артиллерией и сгорел у пристани Мысовая.[2]

Дальнейшая судьба

В 1920 году после откачки воды выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял как минимум до 1926 года, после этого был порезан на метал, есть вероятность что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара.[3] Но точно сохранились передние винты и часть силовой установки.

Примечания

  1. ↑ [1] «The great Siberian railway from St. Petersburg to Pekin» By Michael Myers Shoemaker, 1906
  2. [2] Иркутская область, Путеводитель Petit Futé, 2006, стр.123, ISBN 5-86394-277-0
  3. А.М. Шеина «История города Мысовска».

См. также

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Байкал (паром-ледокол)
  • Альбом спуска на воду паромо-ледокола "Байкал". 17 июня 1899 года. Село Лиственичное.
  • Тиваненко А.В. Гибель ледокола "Байкал"
  • Ледокол-паром "Байкал" на стапеле верфи Walker в Newcastle-upon-Tyne и на озере Байкал. Tyne & Wear Archives & Museums, Flickr Commons

Байкал (паром-ледокол).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24