Вагрич Бахчанян | |
Имя при рождении: |
Вагрич Акопович Бахчанян |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: |
США |
Жанр: |
Художник, литератор-концептуалист |
Работы на Викискладе |
Вагрич Акопович Бахчанян (23 мая 1938, Харьков, СССР[1][2][3][4] — 12 ноября 2009[5], Нью-Йорк, США) — художник, литератор-концептуалист.
В шутку называл себя армянином на 150 %, потому что даже мачеха была армянкой[6].
Содержание |
Художником был всегда, сколько себя помнил. Учился в художественной школе и в студии Алексея Михайловича Щеглова, поклонник искусства начала века, он дружил с Василием Дмитриевичем Ермиловым, известным авангардистом 20-х годов. Творчество характерно изобретением новых техник и направлений, разработкой связи слова и имиджа.
В 1974 году эмигрировал.
Жил в Нью-Йорке.
Вагрич был не диссидентом, а формалистом. … Для Америки Бахчанян оказался слишком самобытным и независимым. Сочетание малопригодное для большого успеха. … Он органически не способен к компромиссу между своими возможностями и чужим вкусом. На собственном опыте я убедился, что Вагрича нельзя заставить работать на себя. Можно либо работать на него, либо оставить в покое. … в Америке Вагричу не хватает России. Перебирая экспонаты «музея Бахчаняна», я думаю, что ещё больше России не хватает Вагрича.— [7]
В 2003-м Вагрич Бахчанян первый раз приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в «Стелла Арт Фаундейшн», на выставке в музее им. А. Д. Сахарова; его коллаж стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея им. Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
Загадочная, неизлечимая болезнь привела к трагической развязке. Александр Генис:
Вагрич умер. Как хотел.[8]
Вагрич Бахчанян, — прежде всего прочего и всего очевидного, — был создателем направлений в искусстве, то есть главным конструктором. Он, таким образом, создавал эссенции, или, если угодно — многомерные рабочие модели того, что — освоенное и усвоенное, а значит — несколько «разжиженное» получившими эту модель (эту эссенцию) мастерами-поварами разных способностей — передается затем в распоряжение потребителей.
— [9]
Читать и смотреть книгу Вагрича Бахчаняна «Мух уйма», 1998.
«Художник слова». Пафосный ярлык „художник слова“ — самоопределение Вагрича Бахчаняна. И одновременно — демонстрация одного из способов художественной утилизации идеологического мусора: изобретательное приглашение легкого на выдумки художника-писателя в мир собственных языковых игр. Игр. В которых все, будь то коллажи, рисунки, живопись, книги-объекты, перформансы, пьесы, короткие и пространные тексты разных жанров, раздаривающие речевым штампам жизнь новых значений, ожидает от нас не только вкуса к аскетической экономии средств, но также открытости к неистощимой, абсолютно естественной способности автора смешить читателя и зрителя. При том смешить не эстрадным скоморошеством, а высокопробной художественной продукцией, обязанной редкостному, независимому ни от какой моды союзу индивидуального видения с проблематикой современного искусства.» Евгений Барабанов, к каталогу выставки Бахчаняна в «ERA Foundation», Москва
«Казус Бахчаняна — это, наверное, наиболее яркое на сегодня противоречие между значимостью творца в истории и местом в иерархии современного русского искусства. В этом нет ничего удивительного: Бахчанян никогда не стремился соответствовать принципам рынка, которые ведь не только сейчас, но почти всегда, даже в подпольной Москве 1960-х, определяли «героев своего времени» в актуальном режиме. Другое дело, что рано или поздно приходится расставлять всё на свои места. Фигуру Вагрича со всей очевидностью можно поставить у истоков многих явлений: соц-арта, отечественных версий концептуализма и мэйл-арта, постмодернизма в его нынешнем виде нескончаемого микса цитат. …Бахчанян разный, но выделить центральную линию в его творчестве все же не составляет труда. Тихое искусство, соединяющее в себе качества «для всех» (доступность, ясность, остроумие) и «для немногих» (неброское, но поистине ювелирное изящество камерного коллажного формата, использование практики реди-мейд). …Бахчанян не столько концептуалист по стилистике, сколько философ по интенции, преимущественно использующий оптимальную для философии новейшего времени категорию парадокса. По его работам можно выверять золотую середину между натужной усмешкой концептуализма и оголтелым стёбом постмодернизма. Бахчанян — образцовый постмодернист, использовавший весь спектр приемов, тропов и механизмов этого направления задолго до того, как он превратился в расхожий материал нашего нового искусства.» Антон Новиков, журнал «Искусство», 4/2008
Анастасия Докучаева – московский куратор выставки «Заблудившаяся война-2», говоря о графике и работах Вагрича Бахчаняна, считает что
«он видит мир как парадокс и как истинный авангардист наслаждается этим. Страна его рождения - Советский Союз - сполна снабдила его противоречиями всех мастей, от детско-смешных до мрачно-кафкианских и платоновских, а равно позволила ему стать наследником русских авангардных художников и литераторов, таких как Алексей Крученых и Даниил Хармс, уже давно вступивших в игру со словом и образом, подменами смыслов, знаковыми каламбурами и т.д.
Объединив одно с другим, Бахчанян превратил в объект художественного исследования бесконечные штампы советского культурного пространства: мыслительные, лексические, исторические, визуальные. Будучи профессиональным карикатуристом, художник вылавливает эти очевидные и тайные «фразеологизмы» культуры и псевдокультуры и по-новому соединяет и перестраивает их, нередко превращая в совершенно невероятные семантические и визуальные конфигурации, которые под давлением его мастерства приобретают афористичную чеканность.
Как настоящему игроку Бахчаняну не достаточно просто обозначить явление, ему требуется полностью насладиться им. В серии рисунков «Американцы глазами русских», выполненной в 1983 году в США. он, опираясь на опыт советских карикатуристов, подробно иллюстрирует все виды агрессивности, тупости, чванства, алчности, гордыни, в результате чего возникает визуальная квинтэссенция самого понятия карикатуры. Художественное видение Бахчаняна литературоцентрично и за изображениями легко прочитывается возможный словесный комментарий - одна из газетных формулировок или цитат партийных деятелей, в свою очередь сконструированная на основе мифологизированной системы мышления, склонного к преувеличениям.
Хочет ли художник выступать в роли Вергилия, указующего путь к тому, как найти выход из бесконечного клубка нелепиц и навязчивого бреда? Или, следуя принципам их формообразования, стремится окончательно смешать все концы и начала? Или же он выступает шаманом от современного искусства, собираясь в прямом смысле слова «заговорить» культурные «тексты», составить новую могущественную формулу из слов и знаков, по отдельности почти утративших значение и узнаваемость в силу своего повсеместного присутствия? Возвращает ли это заклинание мир к высшей гармонии или же к вечному хаосу, не вполне очевидно. Самого художника устраивает возникновение некой новой реальности, комментирующей наше существование. Игровое, а иногда и хулиганское начало его искусства позволяет самому автору сохранить полную независимость относительно объекта исследования.
Сон разума порождает самых разных и причудливых чудовищ, на которых Бахчанян с удовольствием охотится, чтобы затем демонстрировать в веселом цирке своего остроумия.»
— Анастасия Докучаева, московский куратор выставки в Доме Москвы в Севастополе, «Заблудившаяся война-2»
"Contemporary Russian Art, " Palais des Congres, Paris, International Artfair, Vienna
Bar-Gera Collection, Köln, Germany; Centre for Contemporary Art, Moscow, Russia; National Art Museum of Ukraine, Kiev, Ukraine; MOMA, New York; Paul and Gerthy Quaedvlieg Collection, Netherlands; Paul Getty Museum of Art, US; Zimmerli Art Museum, Rutgers U, US; Stella Art Foundation; Markin Museum
Это заготовка статьи о деятеле искусства. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Бахчанян, Вагрич Акопович.