Алексей Алексеевич Борисяк | ||
Дата рождения: | ||
---|---|---|
Место рождения: | ||
Дата смерти: |
25 февраля 1944 (71 год) |
|
Место смерти: | ||
Страна: | ||
Научная сфера: | ||
Место работы: |
Ленинградский горный институт |
|
Альма-матер: | ||
Награды и премии |
|
Алексей Алексеевич Борисяк (22 июля (3 августа) 1872, Ромны, Полтавская губерния — 25 февраля 1944, Москва) — российский и советский палеонтолог и геолог, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1921), лауреат Сталинской премии второй степени (1943).
Содержание |
Палеонтология:
Стоял во главе советской школы палеонтологии позвоночных, развивая её в духе исследований В. О. Ковалевского. Основные труды посвящены учению о фациях, вопросам общей палеонтологии, изучению юрских моллюсков, палеонтологии позвоночных и особенно млекопитающих (непарнокопытных — носорогов, лошадей и др., а также хоботных).
Геология:
Развил теорию геосинклиналей, которую использовал для понимания особенностей тектонической структуры земной коры в последовательные этапы её развития. Рассматривал историю Земли как единый закономерный процесс развития физико-географических условий и органической жизни. Изучал геологическое строение Донецкого бассейна и Крыма.
В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны:
МОСКВА, КРЕМЛЬ, ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович !
Присуждение мне Сталинской премии воспринято мною и коллективом работников Палеонтологического института Всесоюзной Академии наук СССР как подтверждение правильности пути советской палеонтологии и побуждает нас с ещё большей энергией развивать далее нашу работу на пользу нашей Родины и для укрепления её сил в дни отечественной войны.
Желая всеми мерами содействовать скорейшему изгнанию фашистских захватчиков из пределов нашей страны, денежную сумму премии в размере 100 000 рублей передаю в особый фонд Верховного Главнокомандования Красной Армии на строительство вооружения.
академик БОРИСЯК
Академику товарищу А. А. БОРИСЯКУ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Алексей Алексеевич, за Вашу заботу о вооружённых силах Советского Союза.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 31 марта 1943 года
Сын Андрей Алексеевич Борисяк — виолончелист, педагог.
Вспоминает Владыка Питирим:
В 1941 г. я поступил в Гнесинскую музыкальную школу, где моим учителем был Андрей Алексеевич Борисяк, но с началом войны занятия прервались.
<…> Когда в 1943-м году я вернулся в Москву, мне было не до музыки; к тому же, я чувствовал, что сильно отстал от своих товарищей. Я был уже взрослым, и заниматься вместе со школьниками было неудобно. Однажды, уже будучи студентом, я случайно встретил Борисяка, он спросил, почему я не появляюсь. Я рассказал о своих затруднениях, и он предложил мне заниматься частным образом. Так я стал ходить к нему домой, в Столешников переулок. Борисяк был не только виолончелистом. Петербуржец, сын ученого-геолога, он был астрономом (еще в гимназические годы открыл звезду, которая так и называется его именем: «звезда Борисяка») и поэтом, связанным с кругом футуристов. Меня глубоко огорчало, что он не был религиозным человеком, хотя к религии относился с уважением. Жена же его, Евгения Александровна, и вовсе была ярой атеисткой (вероятно, она тоже принадлежала к среде футуристов — истинных представителей потерянной интеллигенции начала XX века). Их сын впоследствии приходил ко мне, казалось, он был на пути к обращению, но потом неожиданно умер.
Как виолончелист Борисяк был учеником великого Пабло Казальса. Услышав о нем (году в 1910-м), поехал к нему в Италию. Приехал он в Италию, конечно, уже зная итальянский язык, но рассказывал, что, когда сел в омнибус, и вдруг услышал: «Allegro, allegro, signori!» — привычный музыкальный термин в бытовой обстановке прямо-таки поразил его. Наконец он приехал к Казальсу. Тот попросил: «Ну, а теперь покажите что-нибудь!» — (то есть «сыграйте» — на языке виолончелистов). Борисяк сказал, что может сыграть первый концерт Сен-Санса — а это была очень сложная вещь — и сыграл. Казальс был маленького роста (обычно он фотографировался у себя дома, опершись о низенький столик). И вот, опершись об этот столик, он предложил: «Ну, маэстро, а теперь сыграйте Сен-Санса!». С оценкой все было ясно. Тем не менее Борисяк стал его учеником и воспринял его школу. Казальс держал смычок не прямо, как обычно держат виолончелисты, а наискосок, как скрипачи. Это придает звуку особую глубину и гибкость. Так он поставил руку Борисяку, а тот — мне.
Борисяк, казалось составлял единое целое с инструментом. Самое трудное в обучении игре было правильно поставить пальцы на гриф. Потом уже не думаешь о руках, только о звуке. Борисяк говорил: «Не давите на смычок, дайте выйти звуку». И еще: «Надо играть так, как будто между смычком и струной перекатывается маленький шарик».
Он постоянно курил и жестикуляция его словно бы повторяла движение клубов сигаретного дыма. В начале наших занятий он спросил меня: «Как вы думаете, чем любитель отличается от профессионала?» Я захлопал глазами: «Ну, наверное, тем, что профессионал играет лучше, а любитель — хуже». — «Нет, — ответил Борисяк, — Любитель тоже может играть хорошо, даже лучше профессионала. Только он играет то, что умеет, а профессионал — то, что надо». [1]
Борисяк, Алексей Алексеевич.