Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России[1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
Список модулей:
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения[2].
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним[2].
Содержание |
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего[2].
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества[2].
Основные особенности:
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс[2].
В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие[2].
Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».
Доля (общее число) школьников 4-го класса, выбравших к 1 апреля 2010 года курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [3]:
Округ | Область | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) | 0,2% (19) | 7% (62) | 37% (3137) | ||
Тверская область | 62,3% (более 6680) | 0,2% (более 20) | 5,9% (более 620) | 31,6% (более 3340) | |||
Костромская область | 75% (более 4080) | 0,2% (примерно 11) | 0,2% (примерно 11) | 8% (436) | 16,8% (915) | ||
Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) | 0,07% (8) | 0 | 0 | 17% (1756) | 25,4% (2619) |
Калининградская область | 34% (2494) | 8,6% (631) | 57% (более 4180) | ||||
Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) | 58,2% (14646 человек) | ||||
Новосибирская область | 18,5% (5143) | 67% (18207 человек) | |||||
Томская область | 18,57%[4] | ||||||
Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) | 12,31% (211) | ||||
Камчатский край | 39% (893) | 47% (1070 человек) | |||||
Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) | 60% (5156 человек) | ||||
Свердловская область | 20,6% (7255)[5] | ||||||
Приволжский федеральный округ | Пензенская область | 0% | 62% (6273) | ||||
Удмуртская Республика | 16% (более 2230) | 60% (7248 человек) | |||||
Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) | 30,5% (3440 человек) | |||||
Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) | |||||
Карачаево-Черкессия | 20% (841) | 22,9% (950 человек) | |||||
Республика Калмыкия | 30% (898) | ||||||
Ставропольский край | более 60% |
Тиражи учебников по шести модулям, выпущенных издательством Просвещение по результатам волеизъявления родителей к 1 апреля 2010 года[6].
Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
80 тыс. (25%) | 40 тыс. | 14 тыс. | 12 тыс. | 58 тыс. | 123 тыс. |
По сообщению автора учебника по Основам православной культуры Андрея Кураева, в апреле 2010 года было дополнительно напечатано 10000 экз. учебника[7]. В самом дополнительном выпуске учебника указан тираж 20000 экз.[8]
На курс «Основы светской этики» опубликован критический отзыв старшим научным сотрудником Института философии РАН, кандидатом философских наук О. П. Зубец[9].
По мнению старшего научного сотрудника Института философии РАН Н. А. Канаевой, модуль «Основы буддийской культуры» сводит буддизм исключительно к ламаизму, а также содержит неточности и проповеднический тон[10].
Экспертами, работающими в Российской академии наук, был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в школах Российской Федерации выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»[11][12][13]. Учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебник несостоятелен в научном плане, в нём не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этого учебника и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия[14].
О некультурологическом, но миссионерском характере учебников основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году, об опасности преподавания в светской школе основ одной из четырёх религий, вводящего разделение детей на сепаратные группы по религиозному и конфессиональному признаку, свидетельствует экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»[15].
В рецензии Д. М. Сахарных[16] подробно разбираются особенности учебника «Основы православной культуры» именно как учебного пособия по заявленной тематике, и даётся заключение о непригодности этого пособия для преподавания в общеобразовательных учреждениях — из-за подмены тематики курса, когда вместо «основ православной культуры» излагаются «основы православной доктрины», а также катехизаторского, а не культуроведческого подхода автора к подаче материала; также отмечен ряд методических и дидактических недостатков учебника, отсутствие биографического и страноведческого материала, необходимого для раскрытия предмета.
Основы религиозных культур и светской этики презентации к урокам, основы религиозных культур и светской этики вакансии.