Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе.
Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Во время прохождения Покрышкиным учёбы училище поменяло профиль, и Александр Иванович был вынужден доучиваться как авиационный механик. Его официальные запросы о переводе на лётное отделение получали отказы: "Советская авиация нуждается в техниках". Затем добровольно ушёл в армию и был направлен вПермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Уже в декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена 74-й стрелковой дивизии[2] и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
В 1936—1938 гг. Александр Иванович Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в Качинскую лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.
Участие в Великой Отечественной войне
1941—1943
Он был в Молдавии в июне 1941 года, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка, приняв его за вражеский[3] . Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.[4]
Было и такое: идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…
Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.
Пересказал снова.
«Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он.
«Шутишь, Саша?»
«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…»
— из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго Л. М. Кузьминой[5]
На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела тактика советских ВВС[источник не указан 458 дней], и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил:[источник не указан 1438 дней]
Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны.
Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.
Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того, как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, его наградили Орденом Ленина.
Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип истребителя — поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина[3] в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.
В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день, 9 апреля, он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза24 апреля1943 года, звание майора ему было присвоено в июне.
В 1943 году Покрышкин участвовал в воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа1943.
В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.
А. И. Покрышкин в день награждения третьей звездой Героя в студии Всесоюзного радио с Ю. Б. Левитаном
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе[7]. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:
Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка.
Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:
«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»[8]
Однако даже в 1943 году, на совещании в Штабе 4-й Воздушной армии, которое проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно правилам, введённым ещё в начале войны:
В своём выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить.
Выслушав мое выступление и сделав пометки в блокноте на столе, Вершинин сказал: — Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолетах доложим в Москву. В отношении боев в районе Мысхако вам и штурману армии завтра же слетать в бомбардировочный полк. При получении подтверждения засчитаем сбитые самолеты. [3]
Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением.
В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.
Бортовой номер первой «Аэрокобры» был 13, на следующем самолёте бортовой был трёхзначный, но в качестве позывного непроизносимый, поэтому Покрышкин взял позывной − 100. У его ведомого, Георгия Голубева был номер 55.
После войны Покрышкин вступил в трения с сыном [1].) Из-за этого же Покрышкину пришлось перейти в войска ПВО страны, где он командовал различными авиационными соединениями. Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он в 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1961-68 годах командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968-72 годах — заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны.
мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003 году, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.
бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста трижды Героя СССР на его родине. Первоначально был установлен недалеко от Облпотребсоюза. Но с началом сооружения метрополитена (1981 год) его «временно» переместили, где он и остался стоять[13].
в 1980 году имя А. И. Покрышкина было присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года — Новосибирский техникум металлургии и машиностроения).
с 1994 года в «Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина» существует музей, посвящённый А. И. Покрышкину[14][15].
в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена. Через 12 лет, к столетнему юбилею маршала, при входе в один из её вестибюлей (см. фото) был установлен бронзовый бюст.
улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года.
в 2003 году на площади Карла Маркса в Новосибирске был установлен памятник, а в 2006 году был проведён опрос населения на переименование площади в «Площадь Александра Покрышкина».
в 2009 году открыт Сибирский авиационный кадетский корпус им. А. И. Покрышкина.
в 2013 году около Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А. И. Покрышкина установлен бюст[16].
К дню города в 2013 году в Новосибирске должна появиться Аллея маршала Покрышкина. Инициатива создания принадлежала студентам НГАХА[17]. Она будет располагаться от улицы Свердлова до улицы Коммунистическая, по Красному проспекту. Проект реконструкции его участка был утверждён 10 апреля 2013 года, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии города. В ходе реконструкции здесь, согласно проекту стоимостью 10 млн рублей, должны появиться: лавочки, обелиски и мозаики с изображениями самолётов, которые пилотировал Александр Покрышкин. Аллея также должна получить ночную подсветку, а существующую тротуарную плитку поменяют на цветной гранит[18].
6 марта 2013 года Новосибирский Главпочтамт использовал спецгашение «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)»[19].
его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, Ордена Александра Невского истребительный авиационный полк имени А. И. Покрышкина (входит в состав Балтийского флота)[22].
пионерский лагерь имени Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полёт», научно-производственное объединение «завод им. Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье).
в школе № 20 г. Кирова существует музей А. И. Покрышкина.
школа № 2 станицы Калининской Краснодарского края носит имя Покрышкина.
имя Александра Покрышкина носит самолёт Ан-148 МЧС России (борт RA-61715)[25].
Художественная марка: 22 февраля 2013 года в обращение была введена ходожественная марка «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1675).
В литературе
Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С. 567—658. — 500 000 экз.
Денисов Н., Карпович М. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. — Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1948. — (Герои Великой Отечественной войны). — 28 стр.
Летит стальная эскадрилья. — М.: Воениздат, 1983.
Жуков Ю. А. Один «МИГ» из тысячи. — М.: ДОСААФ, 1979.
Карпович В. П. На «Ишаках» и «МиГах»! 16-й гвардейский в начале войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2007. — (В воздушных боях). — ISBN 978-5-699-23774-6.
Малышко А., Верхолётов А. Хозяин неба — Александр Покрышкин. // За честь Родины. — 23 авг. 1944.
Масленников Ю. И. Роль А. И. Покрышкина в развитии тактики истребительной авиации. — М., 1989.
Мержанов М. Внимание: в небе Покрышкин! // Огонек. — Фев. 1944.
Москвителев Н. И. Линия жизни. 60 счастливых лет в авиации. — 2-е изд., доп. — Тверь: Фактор, 2005.
Покрышкин в воздухе и на земле / Ред.-сост. Покрышкина М. К., Тимофеев А. В. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: АВИОН, 1995.
Покрышкина М. К. Жизнь, отданная небу. — М.: Патриот, 1989. — ISBN 5-7030-0348-2.
Речкалов Г. А. Дымное небо войны. — Свердловск, 1968.
Синицын Е. Александр Покрышкин — гений воздушной войны. Психология героизма. — Новосибирск: Изд. НГАХА, 2008.
Сухов К. В. Эскадрилья ведет бой. — М.: ДОСААФ, 1983.
Тимофеев А. В. Александр Покрышкин. Великий лётчик Великой войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2009. — (Величайшие советские асы). — ISBN 978-5-699-33910-5.
Тимофеев А. В. Покрышкин. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2005. — (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 918). — ISBN 5-235-02759-0.
Устинов Ю. С. Единственный трижды Герой на войне. — Герои Отечества, 2005. — ISBN 5-98698-008-5.
Устинов Ю. С. Звёзды Александра Покрышкина. — Машиностроение — Полёт, 2001. — ISBN 5-217-03086-0.
Художественные произведения
Роман: Евгений Полищук. Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин! — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 512 с. — (Штрафбат. Они сражались за Родину!). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-32001-1.
Памятная монета из серебра. 2 рубля, 2013 год. Лётчик А. И. Покрышкин, к 100-летию со дня рождения[26][27]
Жетон 1 рубль. 2013 год. «А. И. Покрышкин»[28][29]
Медаль Покрышкина — региональная награда, учреждённая 21 марта 2013 года Постановлением Губернатора Новосибирской области № 54[30]. Медалью награждаются граждане за активное участие в военно-патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов-сибиряков, развитие авиации и космонавтики[31].
Почтовая марка «100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)».Десятимарочный лист с купоном по центру. Номинал 15 рублей.[32]
Почтовая карточка с маркой и спецгашением первого дня.[33][34]
К 100-летию со дня рождения А. И. Покрышкина НП «Союз бонистов» выпустил памятную банкноту для коллекционеров номиналом в 100 заёмных рублей.
Интересные факты
Существует не безосновательное мнение, что Покрышкина превзошел ас Речкалов Г. А., но 3 сбитых Речкаловым самолета были засчитаны в пользу Покрышкина.
Лётчики-истребители 2ВА первыми в мире, в авиационной практике, массово, использовали шоссейную дорогу для взлёта и посадки. Первое испытание необычного аэродрома А. И. Покрышкин произвёл лично.[35][36][37]
Во многих источниках указывается, что «Покрышкин за всю войну не потерял ни одного ведомого». В действительности это не так. В своих мемуарах Покрышкин описывает вылет, состоявшийся 10 апреля 1943 года, в котором его ведомым был гвардии младший лейтенант Александр Фёдорович Голубев. В этом вылете Голубев погиб: "А вот что случилось с Голубевым? Можно было только догадываться. Вероятнее всего, ведомый, увлечённый атакой по бомбардировщикам, не заметил моего энергичного разворота на выручку пары из звена Паскеева, оторвался от меня или продолжал атаки по Ю-88. В этом случае его могли прихватить «мессершмитты». (…) «А вот как погиб Саша Голубев, опытный лётчик, осталось неизвестным.»[38] Ещё один случай потери ведомого: «…Меня ещё не успели предупредить, и я взлетел с Шияном. „Чайки“ уже скрылись из поля видимости. Не зная об изменении их задания, я пошёл на север. В районе Котовска мы встретились с парой МЕ-109, с которыми завязали бой. Когда я атаковывал одного МЕ-109, другой атаковал Шияна. Он, сделав переворот, не учёл высоту и вмазал в трубу кирпичного завода и погиб. Я при атаке подбил одного МЕ-109, но второй, атаковав меня, сорвал мою атаку по добитию первого, который сумел скрыться в северном направлении на тёмном фоне земли. После этого и второй также вышел из боя, используя темноту. В этом бою я подбил 1 МЕ-109 и потерял ведомого.»[39]
На обложке журнала Смена № 15-16 1944 г. был напечатан Портрет Александра Покрышкина [40]
Книгу «Небо войны» главком ВВС Сирии перевёл и издал за собственные деньги на арабском языке. Арабские лётчики в современной арабо-израильской войне на практике блестяще использовали тактику воздушного боя, разработанную Покрышкиным.
Кто такой для Сибири этот Карл Маркс - обзор новосибирской прессы (рус.). ИА "Regnum" (7 декабря 2006). Проверено 6 сентября 2006. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2012.
Ко Дню города на Красном проспекте появится аллея маршала Покрышкина — AcademTV.ru, 12.04.2013
100 лет со дня рождения А. И. Покрышкина (1913—1985)
В Ржеве открыли памятник лётчику Александру Покрышкину
Сайт города Мариуполя
Знаменитый истребительный авиаполк имени великого аса Александра Покрышкина отмечает 70-летний юбилей. СПб ИТАР-ТАСС (15.10.2009). Проверено 26 июня 2011. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
Вечерний Новосибирск
Dictionary of Minor Planet Names
АН-148 RA-61715 предстал в ливрее МЧС РФ — Предприятие «Аэровокзал», 20.03.2013
План выпуска монет | Банкноты и монеты | Банк России
Памятная монета из серебра посвящена Покрышкину А.И
Жетон 1 рубль. 2013 год. 'Покрышкин А. И.' — интернет-магазин 'Джавдетт'
Shop Coin
Постановление Губернатора Новосибирской области от 21 марта 2013 года № 54 «О медали Покрышкина»
Новосибирск TV «О награждении медалью Покрышкина»
Stamp-up: Февральские выпуски почтовых марок России: герои, награды, котловина…
2-я воздушная армия в боях за Родину. — Монино: Военно-воздушная Краснознаменная академия, 1965.
Взлетаем с автострады // Познать себя в бою. — М.: ДОСААФ, 1986. — 492 с. — 95 000 экз.
Аэродром на автостраде // В паре с «сотым». — М.: ДОСААФ, 1974. — 245 с. с ил: 14 л. ил. — 100 000 экз.
Кубань: дерзость, новаторство // Познать себя в бою. — М.: ДОСААФ, 1986. — 492 с. — 95 000 экз.
↑Тактика истребительной авиации. — Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 1999. — 392 с., ил.
http://i57.tinypic.com/mi2v48.jpg Портрет Александра Покрышкина
Ссылки
Покрышкин, Александр Иванович. Cайт «Герои Страны».
Электронная библиотека маршала А. И. Покрышкина
Фонд «Мемориальный комплекс маршала Александра Ивановича Покрышкина»
Взгляд сквозь годы — Газета «ДОНБАСС»
Soviet Fighter Aces of 1936—1953 years
Покрышкин Александр Иванович
Маршал авиации Покрышкин Александр Иванович // Воздушно-космическая оборона : Печатный орган Вневедомственного совета по проблемам воздушно-космической обороны. — М.: Издательский дом «ВПК-Медиа», 2004.
Арифметика Покрышкина: 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолёта
ПОКРЫШКИН Александр Иванович (биография)
Могила А. И. Покрышкина
Основные даты жизни и деятельности А. И. Покрышкина
Памятная общественная медаль «100 лет со дня рождения маршала авиации А. И. Покрышкина»
Д/ф «Александр Покрышкин» (основан на интервью А. И. Покрышкина). ТО «Экран», 1985 год
Д/ф «Александр Покрышкин» студии «Крылья России», 2008 год
«Александр Покрышкин» — д/ф, хроника. ЦСДФ, 1945 год
«Взойди, звезда воспоминаний…» — д/ф, посвящённый 85-летию А. И. Покрышкина. ГТРК Новосибирск, 1998 год
«Неизвестный Покрышкин» — д/ф, посвящённый 90-летию А. И. Покрышкина. ГТРК «Новосибирск», 2003 год
1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала артиллерии. 3 Лишён звания в 1952 году, восстановлен в 1953. 4 Разжалован до звания генерал-майор артиллерии в 1963 году. 5 Главный маршал артиллерии, ранее имел звание генерала армии.
1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала авиации. 3 Лишён звания и расстрелян в 1950 году, реабилитирован и восстановлен в звании Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1965. 4 Лишён звания в 1946 году, восстановлен в 1953. 5 Последний носитель звания Главный маршал из всех родов войск.