Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Тропарево (станция метро)

(перенаправлено с «Тропарево (станция метро)»)
Перейти к: навигация, поиск

(O) (Я)

«Тропарёво»
Московский метрополитен
Дата открытия:

8 декабря 2014 года[1]

Проектное название:

Никулино, Олимпийская деревня

Район:

Тропарёво-Никулино

Округ:

ЗАО

Тип:

односводчатая мелкого заложения

Глубина заложения, м:

12 м[2]

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Длина платформы, м.:

162 м[3]

Ширина платформы, м.:

10 м[3]

Архитекторы:

А. И. Тарасов, Н. Д. Деев, Д. Ж. Поляков

Выход к улицам:

Ленинский проспект
Рузская улица
Улица Островитянова
Улица Академика Анохина
Тропарёвский лесопарк

«Тропарёво» на Викискладе

«Тропарёво» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена, следующая за «Юго-Западной». Находится на территории района Тропарёво-Никулино Западного административного округа Москвы, к юго-западу от места слияния проспекта Вернадского и Ленинского проспекта. Станция была открыта 8 декабря 2014 года[1] и стала конечной южного радиуса линии до её продления в Саларьево. С открытием станции «Тропарёво» в Московском метрополитене стало 196 станций.

Архитектура и оформление

Станционный зал

Изначальный проект станции, 2012 год
Верхушка декоративных «деревьев»
п·о·р
Бульвар Рокоссовского
ТЧ-13 «Черкизово»
Черкизовская
Преображенская площадь
Преображенский метромост
р. Яуза
Сокольники
Красносельская
ТЧ-1 «Северное»
Комсомольская
Красные ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк культуры
Фрунзенская
Спортивная
Лужнецкий метромост
Воробьёвы горы
р. Москва
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Тропарёво
Румянцево
Саларьево
ТЧ «Саларьево»

Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина — 12 м)[2]. Проект был разработан коллективом архитекторов проектно-конструкторского бюро «Инжпроект». Авторы архитектурного решения — А. И. Тарасов, Н. Д. Деев, Д. Ж. Поляков. Станция запроектирована односводчатой с одним рядом встроенных в пол декоративных структур с отблескивающей металлической поверхностью, стилизованных под деревья (это связано с тем, что Тропарёво у москвичей ассоциируется с одноимённым лесопарком), направленных к потолку[3], как на «Алма-Атинской». Проект предусматривал, что, в отличие от последней, структуры не содержали бы дополнительных элементов освещения, а равномерно бы распределяли его за счёт своей яркости и подвешенных на потолке зеркал (сам бы свет исходил из диодов, подвешенных между зеркалами и деревьями). Приблизительно такой же потолочный дизайн уже воплощён на действующей станции «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии, но там своеобразный потолок держат сразу несколько пластинчатых опор.

После монтирования первой вставки в мае 2014 года, тем не менее, стало понятно, что данный проект неосуществим в силу неудобств, связанных, во-первых, со слишком ярким зеркальным отражением подсветки в сторону пола, а во-вторых, с чрезмерной нагрузкой тонких проводков на декоративные деревья, создающих опасность для стоящих на платформе людей при ветровых потоках. В июле 2014 года первая смонтированная очередь потолочных зеркал и световых дорожек была демонтирована, а в августе «Инжпроект» представил иной проект отделки, в рамках которого потолочные конструкции представляют собой круглые люстры-светильники, окружающие крону деревьев. Таким образом, исчезла необходимость в монтировании огромных зеркальных панно, а также опасность нагрузки на опоры чрезмерного веса. Из-за изменений в проекте строительство станции было замедлено с июля по сентябрь 2014 года, что сказалось на существенных сдвигах в дате открытия.

Вестибюли

Один из вестибюлей станции

Станция расположена на чётной стороне Ленинского проспекта. На станции имеется два подземных вестибюля с подземными переходами под Ленинским проспектом. Из юго-западного вестибюля можно выйти к жилому микрорайону по нечётной стороне Ленинского проспекта, а из северо-восточного — на чётную сторону Ленинского проспекта, к Рузской улице и Тропарёвскому лесопарку[4]. Наземные павильоны решены в стиле минимализма. Станция располагает системой лифтов, обеспечивающих доступ с наземной поверхности на уровень кассового зала и на платформу[5].

Проектные и инженерные работы

АО «Метрогипротранс» осуществлял предпроектные работы до ноября 2011 года. В дальнейшем проектирование и архитектурное оформление станции «Тропарёво» вело ООО ПКБ «Инжпроект».

Выбор местоположения для станции был осложнён застройкой части землеотвода у дома № 123 по Ленинскому проспекту, что потребовало внесения изменений в первоначальный проект 1971 года. Длительность выполнения проектных работ вызвана сложностью подземных коммуникаций на участке строительства.

Технологии строительства станции

Для бетонирования использовались специальные передвижные опалубочные системы двух типов, обе разработаны российской опалубочной компанией «СТАЛФОРМ Инжиниринг» с учетом оборудования, которое уже имелось в распоряжении каждой из строительных компаний.

Монолитные работы по возведению железобетонного свода на станции вели одновременно два подразделения «Метростроя» — ООО «Тоннель-2001» и СМУ-3.

СМУ-3 бетонировал свод с помощью механизированного опалубочного комплекса портального типа, адаптированного к проектным размерам и геометрии свода станции «Тропарёво». Комплекс состоит из основания, оснащенного механизмами для подъёма и передвижения, и опалубки свода, которая точно повторяет форму и проектные размеры сводчатого покрытия станции «Тропарёво». В процессе выполнения опалубочных работ сначала с помощью гидравлического подъемного механизма устанавливалась в проектное положение центральная часть опалубки свода, затем подымались торцевые элементы.

После набора бетоном прочности опалубочная система в обратном порядке приопускалась, возвращаясь в транспортное положение, и передвигалась на следующий участок бетонирования. Одно из преимуществ данной системы — это высокие темпы опалубочных работ за счет механизации процесса перемещения комплекса на новый участок бетонирования. Данная операция занимает у строителей не более 1,5 часов.

Для компании «Тоннель-2001», которой пришлось бетонировать наиболее сложный участок свода с расширением котлована в месте примыкания к платформе бокового выхода, специалистами компании «СТАЛФОРМ Инжиниринг» была разработана горизонтально-перемещаемая опалубочная система на оцинкованных рамах СТАТИКО Szn. Её главные преимущества — экономичность и быстрая адаптация к высоте и конфигурации любого свода. Система представляет собой конструкцию опалубки свода, разделенную на три самостоятельных модуля: центральный и два торцевых. В качестве поддерживающего основания для каждого модуля служит конструкция, собранная из стальных оцинкованных рам системы СТАТИКО Szn. Монтаж конструкций на нужную высоту производился только один раз — при подготовке к бетонированию первой захватки. В дальнейшем опалубочные модули в собранном виде с помощью лебедки перекатываются на следующий участок бетонирования по направляющим, уложенным в лотке станции[6]. Лотковая часть и стены станционного комплекса бетонировались с использованием крупнощитовой сборно-разборной опалубочной системы из алюминиевых балок МЕГАФОРМ AL.

История строительства

Станция строилась открытым способом подразделениями компании «Мосметрострой».

Хронология

  • На территории парка «Никулино» ограждён участок вблизи вентиляционного киоска, на котором в январе 2012 года начаты предпроектные геодезические работы.
  • В феврале 2012 года начались работы по сооружению стены в грунте для демонтажной камеры проходческого щита. Предполагаемое окончание работ в паспорте строительства датируется третьим кварталом 2013 года. Заказчик — ОАО «Мосинжпроект», генподрядчик — ОАО «Мосметрострой», подрядчик — ООО «Тоннель-2001».
  • 22 октября 2012 года в сторону «Тропарёва» от станции «Юго-Западная» стартовал тоннелепроходческий щит «Светлана».
  • С ноября 2012 по май 2013 года шла проходка левого перегонного тоннеля в сторону станции «Юго-Западная». Скорость проходки составляла 12—14 м в сутки. За 7 месяцев ТПМК прошёл 1363 метра.
  • В августе 2012 года ТПМК «Лия» начал проходку правого перегонного тоннеля в сторону станции «Румянцево»[7].
  • 01 октября 2013 года от строящегося станционного комплекса «Тропарёво» в сторону МКАД стартовал ТПМК «Анастасия». Тоннелепроходчикам предстоит пройти левый перегонный тоннель длиной 2100 метров, пересечь МКАД и выйти у станции метро «Румянцево», которая строится на территории Новой Москвы.
  • Декабрь 2012 года — начато раскрытие котлована для строительства станционного комплекса. По состоянию на 10 января 2013 года котлован станции раскрыт примерно наполовину, началась установка расстрелов.
  • Июль 2012 года — на станции начаты монолитные работы.
  • Октябрь 2013 года — монолитные работы завершены, начата наладка инженерных систем[8].
  • Январь 2014 года — от станции «Юго-Западная» до станции «Тропарёво» завершена проходка правого перегонного тоннеля тоннелепроходческим комплексом Herrenknecht «Ева». На самой станции ведутся отделочные и коммуникационные работы.
  • 22 февраля 2014 года — на станции ведётся прокладка коммуникаций и отделка станции.
  • В марте 2014 года возникли осложнения с щитовым комплексом «Варяг», направленным для строительства тупиков за станцией. Решение было принято в связи с их расположением в начале зоны ООПТ «Тропарёвский лесопарк», где наземные работы запрещены. 26 марта, при строительстве тоннеля для правого оборотного тупика за станцией, «Варяг» наткнулся на плывун, в ходе чего комплекс был заброшен и принято решение по его частичной разборке в самом тоннеле, а также по дальнейшей проходке вручную[9]. Начальник метрополитена Иван Беседин 23 мая 2014 года, тем не менее, сообщил, что работы всё равно идут полным ходом и что на сроки открытия станции данная авария не повлияла.
  • Апрель — май 2014 года — проводится гидроизоляция свода и разрывается котлован, соединяющий южный вестибюль с выходами по противоположную сторону Ленинского проспекта
  • Конец мая 2014 года — произведён и остановлен монтаж первой очереди отделки станции.
  • Июнь — июль 2014 года — отделка приостановлена, на станции пока производится засыпка свода, бетонирование потолочных конструкций тупиков, а также возводятся пять выходов с лестницами и два с лифтами.
  • Середина августа 2014 года — возобновление отделки свода по новому, второму проекту. Окончание объединения южных выходов с вестибюлем, обратная засыпка и разравнивание территории.
  • 26 августа 2014 года — начался монтаж куполов-сводов над лестницами выходов.
  • Сентябрь 2014 года — активно завершается отделка выходов и засыпка котлована тупиков за станцией. На самой станции продолжается установка потолочных конструкций, почти завершены оба вестибюля. Предполагался запуск пробного поезда, впоследствии отложен.
  • Октябрь 2014 года — продолжается устранение неполадок в тупиках за станцией. На самой станции завершаются отделочные работы. На поверхности завершается отделка куполов выходов, началось благоустройство территории.
  • 20 октября 2014 года на станцию подали электричество. На поверхности тем временем ведётся засыпка землёй остаточных бетонных конструкций выходов и лифтов, а также общее благоустройство территории.
  • В ночь с 5 на 6 ноября 2014 года совершилась прогонка габаритного вагона по новоподключённому участку.
  • 28 ноября 2014 года на станцию на собственной тяге прибыл первый состав для обкатки симметричной стрелки в тупике (из-за опасения сбоев в её дальнейшей работе). Обкатка проводилась вплоть до 30 ноября[10].
  • 3 декабря 2014 года на участке был введён режим метрополитена, на контактный рельс было подано напряжение и прошёл пробный поезд. В течение нескольких следующих дней производилась круглосуточная обкатка участка поездами в челночном режиме.
  • 6 декабря 2014 года было произведено закрытие на сутки участка Сокольнической линии от станции «Университет» до «Юго-Западной», изначально планировавшееся на 8 ноября[11], для подключения перегона до «Тропарёво» к действующей инфраструктуре метрополитена, проверки исправности оборудования и инженерных систем[12]. Повторное закрытие участка вместе с «Тропарёво» было осуществлено со 2 по 5 января 2015 года[13] для переоборудования съездов за станцией «Юго-Западная».
  • Начиная с 7 декабря 2014 года поезда Сокольнической линии после высадки пассажиров на станции «Юго-Западная» следовали через «Тропарёво» и производили оборот в тупиках за станцией[14][15].

Пуск

  • 8 декабря 2014 года было осуществлено открытие пассажирского движения до «Тропарёво»[1]. В честь события было выпущено 300 тысяч праздничных проездных билетов[16].

Пассажирский поток

Через некоторое время сообщено, что пассажиропоток на станции составил 70 тыс. человек, что разгрузило Юго-Западную на 20 тысяч[17][18].

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 3 стрелочных перевода и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, без БТО. Длина пути до тупика — 290 м, тоннель выполнен в чугуне. Это тоннель с единственной в Московском метро действующей симметричной стрелкой.

Примечания

  1. ↑ ​В Москве открыли станцию метро «Тропарёво». RT (8 декабря 2014). Проверено 8 декабря 2014.
  2. ↑ Станция «Тропарево» на Сокольнической линии метро готовится к открытию. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (28 октября 2014). Проверено 28 октября 2014.
  3. ↑ Одобрен проект станции «Тропарево» // Метростроевец. — 2013. — № 14. — С. 1.
  4. Проект планировки территории для строительства участка Сокольнической линии одобрили на ГЗК, Москомстройинвест (13 июля 2012). Проверено 23 июля 2012.
  5. Типовые проекты будущих станций метро в Москве. ОАО «Метрогипротранс» — Архитектура. Проверено 8 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 7 июня 2012.
  6. Газета «Метростроевец», 16 августа 2013 г., стр.1,3
  7. Метростроевцы начали проходку первого тоннеля к станции «Румянцево»
  8. [1] По информации сайта Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы
  9. Подобная ситуация произошла при строительстве левого перегонного тоннеля между станциями «Битцевский парк» и «Лесопарковая» Бутовской линии ровно год назад, вследствие чего тоннель также достраивали немеханизированным методом.
  10. Первый поезд в «Тропарёво»
  11. Для подготовки станции «Тропарево» к открытию на сутки закроются «Юго-Западная» и «Проспект Вернадского». Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (29 октября 2014). Проверено 29 октября 2014.
  12. Участок Сокольнической линии московского метро 6 декабря будет закрыт ТАСС
  13. http://ria.ru/moscow/20141227/1040482923.html
  14. Поезда до станции «Тропарево» пустят уже завтра
  15. http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=29394&view=findpost&p=733825
  16. Московский метрополитен выпустил 300 тысяч билетов в честь открытия «Тропарево». Вечерняя Москва (9 декабря 2014). Проверено 9 декабря 2014.
  17. После открытия станции «Тропарево» на «Юго-Западной» стало свободнее
  18. Пассажиропоток станции метро «Юго-Западная» после открытия «Тропарево» уменьшился на 20 тысяч человек

Ссылки

  • Официальный сайт Московского метрополитена
  • Суриков А. Тропарёво (рус.). Метрострой. Проверено 14 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 19 марта 2012.
  • Строительство станции метро «Тропарево». Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
Предшественник:
Юго-Западная
Конечная станция Сокольнической линии
8 декабря 2014 года — 2015 год
Преемник:
Саларьево

Тропарево (станция метро).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24