У́треня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи — зау́треня) — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви.
Чаще всего, утреня бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается от первой присоединением полиелея и пением (а не чтением) великого славословия. Состав её молитв и песнопений излагается в главах 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Типикона, а иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтыри Следованной и Часослове.
В Великом посту служится аллилуйная утреня, которая может дополняться молитвой Ефрема Сирина, Троичными песнями, особыми седальнами и светильнами, укороченными канонами-трипеснцами, чтением "Жития Марии Египетской", пением Акафиста Похвалы Пресвятой Богородицы и блаженных, чтением 12-ти Страстных Евангелий, выносом Плащаницы и Крестным ходом с ней, чтением паремии и апостола и другими особенностями.
Кроме того, по учинённым дням может совершаться заупокойная утреня с литиёй или Парастасом.
Особый вид утрени — пасхальная утреня (или заутреня), совершаемая во все дни Светлой седмицы.
Последование утрени изложено в Служебнике, в 9-й главе Типикона и в Часослове:
Затем следует Канон (песнопение), эксапостиларий, светилен, хвалительные псалмы, стихиры на хвалитных, великое славословие или вседневное, ектении сугубая и просительная, стихиры на стиховне, "Благо есть", Трисвятое по Отче наш, тропарь с богородчным или молитва Ефрема Сирина с постовым окончанием.
По современной практике Русской Церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. В будние дни Великого поста утреня служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня была отслужена между Часами и литургией преждеосвященных Даров (или просто после Часов).
В греческих Церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, — изображение событий новозаветных.
Полиелей — самая торжественная часть праздничной утрени.
На воскресной утрене по пении «Хвали́те имя Господне» (стихов из 134-го и 135-го псалмов) поются тропари «Ангельский собор»; предстоятель тем временем совершает каждение всего храма. Одиннадцать воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении. По Евангелии — песнь «Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу…»; посем 50-й псалом, обычно опускаемый в приходской практике. На осьмой песни канона вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа:»; поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия. Пред 9-й песнью канона диакон с кадилом возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим», после чего поётся «песнь Богородицы» («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским (VIII). Воскресный светилен (ексапостиларий) предваряется троекратным возглашением диакона «Свят Господь Бог наш» — в подражание хвале Серафимов (Ис 6.2,3).
Суточный богослужебный круг Православной церкви | |
Вечерня · Повечерие · Полунощница · Утреня · Часы · Божественная литургия |
Традиционные литургические часы Католической церкви | |
---|---|
Утреня · Лауды · Первый час · Третий час · Шестой час · Девятый час · Вечерня · Комплеторий |
Утреня.