Цахуры | |
Самоназвание |
йыхъбы, цIаIхбы |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: около 30 тыс. (по др. оценкам — до 90 тыс.)
Азербайджан:
Украина: 83 (2001 г.)[15] |
|
Язык | |
Религия | |
Расовый тип | |
Входит в | |
Родственные народы |
агулы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, табасараны и удины |
Цаху́ры (самоназвание — йыхъбы, цIаIхбы) — лезгиноязычный народ, проживающий на юге Дагестана и северо-западе Азербайджана. Является коренным малочисленным народом Республики Дагестан (Россия) и Азербайджана.
Содержание |
Общая численность цахуров около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе в Дагестане 10 тыс.)[19] и Азербайджане (12,3 тыс. человек)[13], по некоторым оценкам общая численность цахуров оценивается в 50 — 90 тыс. человек[20][21][22].
Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону, верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.
Всего насчитывается 29 цахурских селений. В Дагестане цахуры населяют 13 аулов: Цахур, Гельмец, Курдул (Лек), Микик, Мишлеш, Хиях, Сюгют, Муслах, Аттал, Корш, Джыных, Баш-Калял, Баш-Мухах. В Азербайджане они проживают в 16 селениях: Мухах (7,2 тыс.), Сувагел(Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), Каркай, Калял, Алибайрамлы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гезберах (2 тыс.), Мишлеш (Чинчар) (7 — 7,5 тыс.), Чинар (1,2 ыс.) , Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), Агдам-Калял, Кас, Аласкар, Агъязы(Узюмлю) (1 — 1,5 тыс.)[23].
Более десяти цахурских поселений — Нов. Кальял, Камбулат, Казанкулах, Свердлово, Новый Мишлеш и другие — возникли на прикутанных хозяйстах в Бабаюртовской зоне. Также цахуры живут в крупных городах: Махачкала (2098 чел.), Каспийск (95 чел.), Кизляр(79 чел.), Дербент (78 чел.), и др[4].
В семи пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахуры), Чардахлар (аварцы и цахуры), Тала (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюуллюк(в прошлом село называлось Джыных, азербайджанцы и цахуры), Зарна (азербайджанцы и цахуры). Значительное число цахуров проживает в городах Закаталы (10 тыс.) и Кахи(5 тыс.). Кроме того, цахуры проживают в городах Баку (117 чел.)[24], Сумгаит, Мингечаур.
Этноним «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур[25]. К цахурам и рутульцам употребляют название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось[26]. Сами себя цахуры называют йыхъбы, цIаIхбы'.
Лезгины (ахтынцы) называют цахуров къалтагъар (от къалтагъ 'вьючное седло'), а азербайджанцы — лезги[27], либо sahurlar (сахурлар). У других соседних народов цахуры именуются: по-аварски — хъалтагъал, цIахурал, по-лакски — цІахъюр.
Генетически и по языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Этноним «йихъбы» обнаруживает идентичность со всеми этнонимами северо-восточно кавказских народов. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами последовательно проходит не только в языке, культуре, антропологии, но и в исторической действительности.
В связи с этим определенный интерес представляют этимологические оценки некоторых этнонимов. Так, для носителей аваро-андо-цезских народов общим этнонимом выступают лексемы «магарулав» — горец (I класс), «магарулай» — горянка (II класс), «магарулал» — горцы. Этноним «горцы» встречается и у других народов Дагестана, в частности у цахуров, например, «сувахъан» — горец, «сувахъанбы» — горцы, «аляхъанбы» — верхнегорцы. В этнониме «горцы» аккумулировано понимание генеалогической общности дагестаноязычных народов. В этом плане этноним «горцы» по семантике непосредственно восходит к лексеме «албан».
Происхождение цахур уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Непосредственными предками цахур и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.
Цахуры — один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием «йикийцы — албанцы» (в переводе означает «мы горцы», «мы народ») входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Учитывая, что многие названия на Кура—Алазанской долине связаны с цахурским языком, можно предположить, что цахуры в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX—начале XX в.
Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум, Лекит (Кахский р-н Республики Азербайджан), и в цахурском селении Мамрух (Закатальский р-н Республики Азербайджан):
а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в.
б) в Ляките-развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в.
в) в Мамрухе-развалины средневекового храма, датируемого III — IV вв. н. э.
Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.
Упоминания о цахурах встречаются в древнеармянских и древнегрузинских источниках, где они выступают под именем «цахайков».
Известный арабский географ Закария аль-Казвини пишет о Цахуре, что это «…большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии».[28]. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы еще не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры»[29].
В XV веке на территории проживания цахур образовалось ханство с центром в селении Цахур. В начале XVIII века резиденция правителя была перенесена из Цахура в Илису, где правителем был избран Алибек I, названный султаном. Илисуйский султанат просуществовал вплоть до ликвидации Царской Россией в 1844 году, когда султан Даниял-бек перешёл на сторону имам Шамиля, возглавившего борьбу северокавказских горцев против царской армии.
После ликвидации Илисуйского султаната была введена русская администрация; часть цахур вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входившей сначала в Каспийскую область, а затем в Дербенскую губернию и Дагестанскую область. Чтобы лишить движение Шамиля поддержки цахур, царское правительство в 1852 году насильно переселило цахур Дагестана в Азербайджан, многие их селения были разрушены и сожжены. В 1861 году цахурам было разрешено вернуться на прежние места проживания[30]. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», цахуры общей численностью 2 430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области[31]. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года цахуры населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа общей численностью 5,149 человек[32].
Цахурский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее он близок рутульскому языку[33]. Язык делится на цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахуров распространены также русский и азербайджанский языки, а для азербайджанских цахуров вторым языком является — азербайджанский[18].
В период с 1935 по 1938 год функционировало начальное обучение на цахурском языке[33]. До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском[33][34]. В 1990 году постановлением Совета Министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит[27], а в 1996 году в Баку была опубликована азбука на цахурском языке на латинской основе[35]. В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан[36].
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.
Верующие цахуры исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб)[37]. Принятие цахурами ислама относиться к X—XI вв.[30]. Посетивший в середине XIII века селение Цахур ал-Казвини уже сообщал тогда, что «жители этого города все шафииты. В нём медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак...»[38].
Антропологически относятся к каспийскому типу европеоидной расы[18][39].
В Республике Дагестан цахурский язык и цахурскую литературу в школах изучают с первого класса. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по цахурскому[40].
В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», целью которой является возрождение и развитие культуры народа, улучшение социальной сферы их жизни[41]. В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур, выходит детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи по эфиру республики, в ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ - отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок»[42]. Существует танцевальный ансамбль «Цахур».
В Азербайджане функционирует Цахурских культурный центр, расположенный в Закатале. Деятельность его концентрируется вокруг создания танцевальных и певческих коллективов, один из которых называется «Джейранум». Этот коллектив выступает как в Закаталах, так и в Баку[35]. В 2009 году был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле», ставший первым в Азербайджане, а также в истории мирового кино[43], художественным фильмом на цахурском языке.
<ref>
; для сносок perepis
не указан текстНаиболее чётко особенности каспийской группы популяций выражены у цахуров. Пожалуй, это единственный дагестанский народ, в составе которого каспийский тип является преобладающим.
Назирова Мина Башир кыза. Депутат Совета Национальностей от Закатальского избирательного округа № 164 Азербайджанской ССР. Родилась в 1914 г. в семье крестьяиииа, цахурка. чл. КПСС с 1942 г.. образоваиие средиее. Герой Социалистического Труда.
Нахско-дагестанские народы | |
---|---|
Аваро-андо-цезские народы | аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы) |
Лезгинские народы | агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры |
Даргинские народы | даргинцы • кайтагцы • кубачинцы |
Лакцы | лакцы |
Нахские народы (вайнахи) | аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чечнцы (кистинцы, малхистинцы) |
Рутульцы и цахуры, цахуры кухня, цахуры и лезгины, цахуры и горские евреи.