UTair | ||||
|
||||
Дата основания | ||||
---|---|---|---|---|
Порт приписки | ||||
Основные пункты назначения |
Москва, Сургут, Ханты-Мансийск, Ростов-на-Дону, Тюмень, Иркутск, Ставрополь, Пермь, Уфа, Красноярск, Самара, Баку, Мюнхен, Вильнюс, |
|||
Размер флота |
самолёты - 198, вертолеты - 338 |
|||
Количество пунктов назначения |
97 |
|||
Штаб-квартира | ||||
Руководитель |
Андрей Мартиросов (генеральный директор) |
|||
Сайт: utair.ru |
UTair (ОАО "Авиакомпания «ЮТэйр» (до 2002 года Тюменьавиатра́нс, ТАТ) и ООО «ЮТэйр-Экспресс») — группа российских и зарубежных авиакомпаний, одна из крупнейших в России. Компания осуществляет пассажирские регулярные и чартерные перевозки как в России, так и за рубеж, а также является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок (наибольший в мире парк вертолётов российского производства). Штаб-квартира авиакомпании расположена в городе Ханты-Мансийске. Основные аэропорты базирования — Рощино (Тюмень) и Аэропорт Внуково.
Содержание |
ЮТэйр
В 1967 году было организовано Тюменское управление гражданской авиации, которое в 1991 году было реорганизовано в авиакомпанию «Тюменьавиатранс». С 1992 года авиакомпания существует в форме открытого акционерного общества. С 2002 года принято новое наименование авиакомпании — «UTair».
Ранее авиакомпания владела и управляла одним аэропортом федерального значения в городе Ноябрьске, четырьмя аэропортами регионального значения в посёлках Березово, Игриме (Ханты-Мансийский АО), Мысе Каменном, Тазовском (Ямало-Ненецкий АО). C 1 декабря 2009 года аэропорты переданы в управление ОАО «Аэропорт Сургут»[1].
В мае 2012 года UTair Technik, дочерняя структура авиакомпании по ремонту самолётов, по итогам аудита была лишена сертификата безопасности Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Работы по техобслуживанию воздушных судов UTair были переданы другим компаниям — S7 Engineering, «Восток Техникал Сервис» и западноевропейской Nayak[2].
Контролирующим акционером компании (75,64 %) является пенсионный фонд компании «Сургутнефтегаз»[3]. Около 5% (free float) акций компании торгуются на фондовой бирже ММВБ (биржевой тикер UTAR) и РТС (TMAT)[4][5].
Генеральный директор — Андрей Мартиросов.
Авиапарк компании состоит из 216 самолётов (на 18 августа 2012 г., с учётом дочерней авиакомпании Ютэйр-Экспресс)[6]:
Самолёт | Количество | Заказано | Число мест | Примечания |
---|---|---|---|---|
|
43 | 0 | 12 | «ЮТэйр — Карго» |
|
5 | 0 | 16-19 | «ЮТэйр — Карго» |
|
25 | 0 | 40-48 | «ЮТэйр — Экспресс» |
|
13 | 0 | 134-166 | Будут выведены из эксплуатации в течение двух лет |
|
28 | 0 | 68-76 | «ЮТэйр — Экспресс» |
|
1 | 0 | 30-36 | |
|
14 | 0 | 46-50 | «ЮТэйр»,
«ЮТэйр — Украина» |
|
15 | 1 | 70 | |
|
2 | 0 | 70 | |
|
7 | 0 | 144 | «ЮТэйр»,
«ЮТэйр — Украина» |
|
30 | 1 | 114 | |
|
9 | 33 | 159/168 | поставка с 2013 г |
|
0 | 7 | 215 | поставка с 2013 г |
|
6 | 0 | 227-235 | |
|
2 | 6 | 170 | поставка в 2012 году |
|
1 | 0 | 16 | |
|
15 | 0 | 50 | |
|
2 | 0 | 19 | |
|
2 | 0 | 17-19 | |
|
0 | 24 | 75-105 | опцион на 15 машин |
|
0 | 20 | 220 | Поставка начнется с 2013 года |
Также «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. В парке компании имеется 338 вертолёта (на 20 ноября 2011 г.):
Вертолет | Количество | Заказано | Число мест | Примечания |
---|---|---|---|---|
|
52 | 40 | 26 | Поставлено первые 3 вертолета |
|
67 | 0 | 8-22 | |
|
166 | 0 | 8-22 | |
|
5 | 0 | 3 | |
|
26 | 0 | 5 | |
|
5 | 6 | 13-16 | |
|
7 | 15 | 5 | |
|
2 | 3 | 5 | |
|
4 | 0 | 5 | |
|
4 | 0 | 4 | |
|
0 | 15 | 16 | опцион на 15 машин |
|
0 | 10 | 4 | возможно увеличение закупаемых Ми-34С1 до 50 машин |
|
0 | 20 | ~15 | сделка подтверждена |
География полётов компании в России охватывает европейскую часть страны, Сибирь, а с 2012 года и Дальний Восток. Среди крупнейших городов России, в которые компания осуществляет регулярные пассажирские рейсы — Омск, Тюмень, Сургут, Ханты-Мансийск, Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ставрополь, Барнаул и мн. др., в СНГ — в Баку, Бишкек, Донецк, Ереван, и др. В Европу — в Барселону, Братиславу, Брно, Вильнюс, Ганновер, Ригу, Таллин. Всего у авиакомпании около 100 пунктов назначения. Ежедневно выполняется более 300 рейсов[7]. UTair является крупнейшим подрядчиком ООН по доставке гуманитарных грузов вертолетным транспортом. Вертолётное подразделение авиакомпании ведет деятельность во многих странах мира.
Также в структуру компании входит тюменский авиаремонтный «Завод № 26» (ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг»). Имеется ряд филиалов и представительств в России и странах СНГ.
Объём пассажирских перевозок в 2009 году составил 3,9 млн человек (в 2008 году — 3,22 млн).[4][8]
Выручка UTair по МСФО в 2009 году составила 33,1 млрд руб. (в 2008 году — 32,994 млрд руб., EBITDA увеличилась по сравнению с 2008 годом в 2,2 раза и составила 3,6 млрд руб., чистая прибыль составила 265 млн руб. (в 2008 году — более 75 млн рублей)[4][9],[10].
По итогам первых восьми месяцев 2010 года авиакомпания UTair лидировала по количеству перевезённых авиапассажиров внутри России[11]. Кроме того, рост UTair значительно опережал среднеотраслевой: пассажирооборот за этот же период превысил аналогичный показатель прошлого года на 46,6% (в среднем по отрасли — 31,7%)[12].
Всего в 2010 году было перевезено почти 5 млн пассажиров, что выше аналогичного показателя предыдущего года на 25 %[13].
По итогам 12 месяцев 2011 года «ЮТэйр» перевезла более 7 млн пассажиров и вошла в тройку ведущих российских пассажирских авиаперевозчиков[14].
Ютэйр форум, ютэйр карго, авария ми 8 ютэйр.